16/12/2014

Древний храм в селе Аристово

Cerkov«От Ярославля поехали по луговой стороне… Виды восхитительные: что за села, что за строения, точно как едешь не по России, а по какой-нибудь обетованной земле.

А. Н. Островский.

Путешествие по старому Костромскому тракту, о котором так восторженно писал А. Н. Островский в своем путевом дневнике 1848 года, хорошо начать с маленького шедевра старой русской архитектуры.

В шестнадцати километрах от Ярославля, у деревни Иоркино, влево уходит проселочная дорога на село Аристово. В двух километрах от наезженной туристической дороги в Грешнево сохранился замечательный памятник архитектуры второй половины XVII столетия – Троицкая церковь в Аристове. Она выстроена стольником А. И. Чириковым в 1669–1671 гг. По своей объемной композиции Троицкая церковь напоминает некоторые подмосковные вотчинные храмы второй половины XVII века в Останкине, Маркове.

Кирпичный пятиглавый храм на подклете окружен с севера и запада галереями-папертями. Основной объем представляет собой бесстолпный двухсветный четверик, слегка вытянутый по оси север-юг и перекрытый лотковым сводом с распалубками. На западную галерею ведет открытая лестница, над нижней площадкой которой поставлена ярусная шатровая колокольня. Ныне храм сильно обветшал. Для его спасения необходима срочная реставрация.

Как и многие старинные села, Аристово расположено на вершине холма. В ясную погоду звон большого колокола Троицкой церкви разносился далеко окрест.

Внешнее убранство церкви отличается сдержанностью и изяществом. Живописная асимметрия, столь характерная для русского зодчества XVII века, прослеживается не только в композиции храма, но и в его декоре. Главным украшением южного фасада служат расположенные треугольником небольшие окна. Подобное размещение окон, идущее от деревянного зодчества, встречается в каменных храмах той эпохи. Аналогией может служить церковь в подмосковном селе Рождествено-Суворово, выстроенная в конце XVII века по заказу князей Барятинских. Интересно отметить, что вотчины Барятинских располагались совсем рядом с ярославскими владениями А. И. Чирикова.

Наличники всех окон Троицкой церкви представляют собой простые, с треугольным или килевидным завершением рамки, выполненные с помощью полувалика. Помимо этого, в состав декора входят плоские лопатки, полуколонки, помещенные между апсидами, пояски простого поребрика.

Первоначально пластика храма была еще более выразительной: массивные арки, несущие галерею, были открытыми; алтарная часть зимней церкви Казанской Богоматери, помещавшейся в подклете, имела не прямоугольное, как сейчас, а трехапсидное построение. Вполне возможно, что существовала южная галерея с приделом, утраченная, как и много другое, при позднейших переделках памятника.

Несмотря на все переделки и утраты, Троицкая церковь сохранила особую выразительность, свойственную памятникам XVII столетия. В «рецепт» этой выразительности входит и масштабная соразмерность здания с человеком, и живая, как бы очеловеченная мягкость форм, и легкая асимметрия в прорисовке деталей, которая создает впечатление ручной работы, и просто патина старины, столь легко исчезающая при малейшей неловкости реставраторов.

От прежнего внутреннего убранства храма ничего не сохранилось. Однако даже сейчас, открыв тяжелую кованую дверь, ведущую в храм, невольно залюбуешься причудливой игрой архитектурных форм: многочисленных арочных проемов, соединяющих части здания, низких лотковых сводов со множеством разновеликих распалубок, глубоких ниш-«печур» в алтарной части храма.

Троицкая церковь в Аристове весьма далека от традиционных форм ярославского зодчества XVII века. Возможно, ее построили московские мастера. Однако этот памятник имеет большое значение и для истории ярославского зодчества. Вместе с Казанской церковью в Сарафонове он начинает собой целый ряд ярославских вотчинных храмов XVII–XVIII веков. Архитектура вотчинных храмов существовала и развивалась параллельно с ярославской посадской архитектурой, взаимодействуя – иногда противоборствуя, иногда пересекаясь с ней. Изучение ярославского вотчинного строительства может обогатить существующие представления о ярославском зодчестве XVII–XVIII веков».

Н. С. БОРИСОВ. «Окрестности Ярославля». (Москва, 1984, 2007)

***

Этот рассказ о храме в Аристове взят из книги Николая Сергеевича Борисова – известного историка, профессора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Впервые книга «Окрестности Ярославля», представляющая собой научно-популярный путеводитель по достопримечательностям вокруг Ярославля, вышла в 1984 году в известной серии «Дороги к прекрасному»; в 2007 году она была переиздана в серии «Самые красивые места России».

Село Аристово находится в Левцовском сельском округе Заволжского сельского поселения, сейчас в нем постоянно проживают 11 человек. Рядом, на холме, еще одна местная достопримечательность – березовая роща. Транзитная дорога огибает село, чтобы попасть в него, нужно вовремя свернуть. А вот и улица, где дома двумя посадами смотрят друг на друга. Их ряд прерывается сельской площадью, издавна бывшей центром местной жизни. Здесь и расположена Троицкая церковь.

В начале ХХ века при храме работала церковно-приходская школа; также имелась библиотека, которая содержалась на средства Ярославского уездного земства. Церковь была закрыта в 1963 году, в советское время в ней располагался склад, а сейчас один из лучших образцов ярославской сельской храмовой архитектуры 2‑й половины XVII века находится в запустении. В начале 1980‑х годов, по свидетельству Н. С. Борисова, на колокольне еще висел большой колокол-благовестник (сейчас он находится в одном из московских монастырей), а внутри храма можно было увидеть вынутую из стены белокаменную доску с резной храмозданной надписью.

Подготовил Борис КУФИРИН

Выскажите своё мнение

Яндекс.Метрика