16/12/2014

Жизнь, посвященная детям

Совсем недавно, а именно 12 сентября, встретила свой очередной день рождения, в этом году юбилейный, начальник управления образования администрации ЯМР Александра Ивановна Ченцова. Такие даты заставляют оглянуться, подвести итоги и наметить планы на будущее.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Родилась Александра Ивановна на Брянщине. Семья была большой, дружной. Родители, чье детство искалечила война, все свои силы положили на то, чтобы дети – четыре дочери – воспитывались в благополучии, достатке, чтобы не познали бед, которые довелось испытать самим. Однако не баловали, держали в строгости, с малых лет приучая к труду, к ответственности. Особое внимание уделялось учебе. Отец буквально все учебники изучал вместе с дочерьми. Воплотить в жизнь собственные мечты родителям помешало военное лихолетье, и им очень хотелось дать своим девочкам достойное образование. Так и получилось. Сестры благополучно окончили школу, а потом и вузы.

До Александры Ивановны учителей в роду не было. Дед по линии отца служил главным бухгалтером колхоза-миллионера, один из братьев деда, Герой Социалистического Труда, работал главным инженером в Москве на оборонном заводе, другой занимал видный партийный пост в райкоме КПСС. По линии матери также никто отношения к педагогике не имел. А она вот предпочла профессию учителя. И, пожалуй, не последнюю роль в этом сыграл пример замечательных школьных преподавателей, которым ей так хотелось подражать. Учеба всегда давалась Александре Ивановне легко. Культивируемое в семье стремление к знаниям совпало с ее природными способностями. В аттестате были пятерки по всем предметам, но влекло больше к точным наукам – математике и физике. Успехи не остались незамеченными, и после окончания школы ей предложили поработать учителем математики в родной Селеченской средней школе. При этом учитывалась также активная жизненная позиция недавней выпускницы, всегда находившейся в гуще общественной жизни, начиная еще с пионерских времен, когда стояла во главе школьной дружины, а позже руководила школьной комсомольской организацией. Согласившись попробовать себя в качестве учителя, она и не подозревала, что выбрала судьбу. Уроки вела в седьмых классах. Их было три. Конечно, сразу не все получалось, но рядом находились те, у кого училась. Когда поняла, что профессия учителя – это ее призвание, поступила в Московский педагогический институт. Учение пришлось совмещать с работой. Диплом физико-математического факультета Александра Ивановна получала, уже находясь на Ярославской земле, куда в 1976 году переехала вместе с родителями.

СТАНОВЛЕНИЕ

Второй родиной стал наш Ярославский район. Здесь продолжилась ее профессиональная карьера, здесь она обрела собственную семью, стала матерью двоих, теперь уже самостоятельных, детей, и… бабушкой. Григорьевской школе Александра Ивановна отдала более двадцати трех лет, пройдя все ступеньки роста – от рядового учителя до директора. Ушла в 2000 году, победив в конкурсе из 16 претендентов, в только что созданный в области Центр оценки и контроля качества образования. Ее всегда влекло новое, ей всегда требовалось развитие, всегда хотелось приложить силы для изменения к лучшему чего‑то уже ставшего привычным, рутинным. И едва почувствовала, что достигла потолка, сменила поле деятельности. Более 600 школ насчитывалось в то время в Ярославской области. Занимаясь аттестацией образовательных учреждений, она побывала в 340 школах. Как отмечает сегодня Александра Ивановна, эти годы многое дали: появился опыт работы с нормативной базой, расширился круг общения с лучшими педагогами области, проверка образовательных учреждений по выполнению требований образовательных стандартов дала возможность выделять главные аспекты управленческой деятельности в работе на высокий результат.

ЗАДАЧИ ДИКТОВАЛА ЖИЗНЬ

На должность начальника управления образования ЯМР Александру Ивановну пригласили в 2005 году. Время требовало перемен, поэтому одной из первейших задач была задача подбора высококвалифицированных кадров. Пригодились контакты с работниками учебных заведений   Ярославля, налаженные Ченцовой в период работы в центре. Новый состав управления складывался, питаясь из двух источников – образовательных учреждений города и образовательных учреждений Ярославского района. Пришли люди творческие, грамотные, мыслящие в духе времени, способные работать на перспективу. Затем встала задача улучшения условий обучения.

Много сил положено на приведение в должный порядок детских садов и школ. Даже внешне многие из них выглядели неприглядно. Хватало и аварийных зданий. В район удалось привлечь немало средств из областной казны, присоединяя малокомплектные детские сады к школам. Ныне таких объектов – 15, субвенция из области на их содержание составляет сегодня 65 млн рублей. При новом начальнике управления была закончена передача объектов образовательной сферы в муниципальную собственность, решен вопрос с транспортом, доставляющим детей в школы, осуществлен перевод учреждений на самостоятельный баланс. Изменения в отрасли образования шли не только в хозяйственной и материально-технической части. Была выстроена система повышения квалификации управленческих кадров, перестроена методическая работа – появились стажерские и инновационные площадки, базовые школы по предметам. Опыт района получил одобрение на уровне департамента образования. Его перенимают теперь в других муниципальных образованиях области.

Важнейшим достижением стало создание системы работы с одаренными детьми. О ее эффективности говорит уже то, что год от года все больше и больше побед одерживают наши школьники на областных олимпиадах, растет участие ребят в интеллектуальных играх. Много сделано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Практически каждая школа имеет лицензию на реализацию специальных программ для обучения таких ребят. Значительное внимание стало уделяться ранней профориентации учащихся. Показателем работы образовательной отрасли, несомненно, служат достигнутые в 2010‑1011 учебном году результаты Единого государственного экзамена. Как в 9‑х, так и в 11‑х классах средние показатели сдачи ЕГЭ по всем предметам оказались выше, чем в среднем по России. В плане подготовки детей к ЕГЭ в прошедшем учебном году в районе проводилась системная целенаправленная работа, курируемая отделом общего образования. Словом, положительных сдвигов много.

В наступившем учебном году первоклассники осваивают новые стандарты, с этой целью проведена плановая работа педагогическими коллективами учреждений и специалистами управления образования. Ярославский район – в числе лучших муниципальных образований по результатам проводимой в данном направлении работы. В наделении образовательных учреждений финансовой самостоятельностью район тоже оказался впереди.

«Говоря о развитии системы, нельзя не сказать о ее проблемах», – продолжает Александра Ивановна. Нуждается район в притоке молодых кадров, не хватает учителей по многим основным предметам, особенно по начальным классам. Испытывает отрасль недостаток в финансовых средствах на достойное содержание зданий и школьных территорий. Понятно, что в казне муниципалитета  нет столько средств, чтобы разом отремонтировать все детские сады и школы, заасфальтировать территории. Другое дело, что Александре Ивановне, под чьей опекой находятся почти 1600 работников и 47 учреждений, всегда хочется сделать больше и лучше.

Тридцать три года служит Александра Ивановна Ченцова нашему Ярославскому району, одному из самых заметных в области, занимающему самые передовые позиции по многим показателям. И во все его достижения и успехи, несомненно, вложена доля ее честного, благородного труда на таком важном поприще – на ниве воспитания и образования, всходы которой определяют будущее всей страны. Ее кредо: внимание и доброта к людям. Она намерена следовать ему и впредь. Силы работать с полной отдачей есть, есть и куда их приложить.

Владимир Вагин

Выскажите своё мнение

Яндекс.Метрика