16/12/2014

Село  Пажа

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца

Мелькают под колесами автомобиля километры. Свернув с Угличского шоссе у села Спасское, дорога ведет на север, вглубь Ивняковского сельского поселения. Чем дальше от большой дороги, тем плотнее встают леса и меньше становятся перелески. Но местность эту не назовешь безлюдной, одна за другой встречаются хоть небольшие и полужилые, но деревни: Трубенинское, Васюково, Демков.

И вот с правой стороны показались большие деревья, стали видны обезглавленные церковные барабаны. Это село Пажа. А дорога в итоге приведет в деревню Матвеевское. Это фактически тупик. Дальше – в Тутаевский район, в сторону железной дороги на Рыбинск – ведут лишь лесные тропы. Но вернемся в Пажу, где сохранился интересный церковный ансамбль ХVIII – XIX веков.

Церковь Рождества Богородицы построена в 1797 году на средства прихожан как летний храм – пятиглавый, с ярусной колокольней. Декор выдержан в духе провинциального классицизма. В трапезной были приделы Ильи Пророка (с южной стороны) и Сергия Радонежского (с северной стороны). Из святынь особо почитался крест с мощами разных святых (крест-мощевик). Церковь была закрыта в 1931 году (по другим данным – в 1940 году). В здании размещался склад. В настоящее время храм заброшен.

С северной стороны от летней церкви находится зимний храм Николая Чудотворца, возведенный в 1809 году на средства прихожан. Это одноглавый приземистый четверик с трапезной и апсидой, декорированный в стиле классицизма. Церковь закрыли в 1939 году и в советское время использовали как склад. Сейчас здесь в дни больших церковных праздников проводятся службы, которые отправляет приезжий священник.

До революции село называлось Богородское на Паже и входило в Спас-Ярыжницкую волость Ярославского уезда. Волостной центр находился в нынешнем селе Спасское. В начале ХХ века в приход Богородского входило 28 селений, отстоявших от села на расстоянии до семи верст, в том числе отдаленные – в Романово‑Борисоглебском уезде. В приходе проживали 903 мужчины и 1039 женщин. К приходу была приписана деревянная бесприходная церковь в селе Пестово.

Читая церковный справочник, можно узнать, что в селе Богородском здания церквей «хороши, прочны». А далее говорится: «Земли при церкви 222 десятины 206 квадратных сажень. Церковные дома имеются для всего причта: священника, дьякона и псаломщика. Церковного капитала в билетах 200 рублей. Село стоит на сравнительно низком месте при реке Пажице. Причтового капитала 500 рублей в билетах».

В селе была церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства прихода. В советское время она стала начальной и работала до тех пор, пока не сгорела (предположительно в середине 1970‑х годов).

Село Богородское, а ныне Пажа, никогда не было большим. В начале ХХ века в нем насчитывалось 16 человек. А сейчас вокруг кладбища, где и по сей день хоронят жителей окрестных деревень, стоит лишь несколько домов. И все – по отдельности, как на хуторе. Но постоянного населения уже нет. За речкой Пажицей виднеются избы деревни Козульки.

Здесь, на старом погосте, невольно вспоминаются слова известного краеведа Владимира Гречухина: «Состояние кладбищ, состояние могил близких, пожалуй, сильней всего говорит о нравственности, а в конечном счете о моральном здравии народа, нации».

Подготовил Борис КУФИРИН

Выскажите своё мнение

Яндекс.Метрика