16/12/2014

На тихой станции сойду…

30_zelez_01

Начальник станции Н. Чигаркина

Накануне профессионального праздника железнодорожников мы приглашаем читателей отправиться на станцию Пучковский, чтобы узнать, как работают и живут те, кто связал свою жизнь с железной дорогой.

[spoiler title="Показать все фото" open="0" style="1"][nggallery id=37][/spoiler]

Эта станция Северной железной дороги находится в Заволжском сельском поселении, на самом краю района – дальше, через несколько километров, начинается Даниловский район. И если на соседней станции Уткино всегда толпы дачников и транзитная автодорога, то здесь лишь немногочисленные приезжающие в близлежащие полуживые деревушки да разбитая тупиковая дорога. Пучковский – это царство покоя и тишины, нарушаемой лишь гудками поездов и стуком вагонных колес. Поезда дальнего следования проносятся без остановок, не все пассажиры и разглядят эту небольшую станцию. А между тем у нее своя жизнь и своя история, непохожая на другие.

Железная дорога от Ярославля до Вологды была построена в 1872 году, а разъезд Пучковский открыт в 1901 году. Название свое он получил, как это чаще всего и бывало, от находящейся неподалеку деревни Пучково. Место расположения станции почти в трех километрах от озера Лепекино выбрали не случайно. А все дело в том, что здесь заправляли паровозы. Для этого от озера была проложена линия водопровода, на нее насыпана дамба, на станции построены водонапорные башни. Одна из них несколько лет назад была демонтирована, а вторая, краснокирпичная, возвышается и по сей день, представляя собой интересный памятник инженерной архитектуры начала ХХ века. До недавнего времени она использовалась по прямому назначению – качала воду из скважины.

В начале войны Пучковский, как и другие станции, бомбила немецкая авиация. Одна из бомб попала в эшелон, который вез моряков на Северный флот. Они были захоронены на кладбище соседнего села Григорцево, позднее там установили памятник, за которым сейчас ухаживают местные жители и железнодорожники.

В 1962 году проведена электрификация железной дороги от Ярославля до Данилова, на смену паровозам пришли электровозы. Однако станция приобрела другое стратегическое значение – здесь располагался военный тупик, куда прибывали литерные поезда, проводились учения, обычно в ночное время и под грифом секретности. Поэтому ее не обозначали на картах.

Сейчас Пучковский – станция самого последнего, пятого класса. Основная ее функция – прием и отправление поездов различных категорий, грузовые работы не выполняются. Здесь останавливаются пригородные электропоезда сообщением Ярославль-Главный – Данилов и Данилов – Ярославль-Главный: 4 пары в будние дни и до 6 пар во время летнего периода в выходные дни. При этом часто стоят грузовые составы, поскольку на Пучковском самые длинные пути участка Филино – Данилов (из-за этого пассажирам приходится их обходить). Ночью люди на станции не дежурят, она находится на диспетчерской централизации.

Радует глаз отремонтированное и выкрашенное в желтый цвет здание бывшего вокзала, которое занимает линейный участок № 6 дистанции пути Ярославль-Главный (ПЧ-3). В его составе – 21 человек, которые обслуживают железнодорожные пути с 317-го  по 332-й км. Это монтеры пути и бригадиры: по неотложным работам – Алевтина Михайловна Нарышкина и Алексей Юрьевич Федоров, по промерам пути – Евгений Степанович Ясютин, подменный – Сергей Владимирович Григорьев. Другие службы размещаются в установленном несколько лет назад модуле: три движенца, обеспечивающих прием, отправление и пропуск поездов; два специалиста СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки), которые контролируют светофоры и стрелки, одним словом,  всю работу пути: электромонтер Сергей Александрович Иванов и электромеханик Алексей Евгеньевич Михайлов. Связистов своих нет, они периодически приезжают.

Возглавляет этот небольшой, но дружный коллектив начальник станции Наталия Александровна Чигаркина. Не думала она, что будет работать здесь. Да, видно, так судьбе было угодно: как и у многих живущих в Данилове, жизнь связалась с железной дорогой. Помог в этом свекр-железнодорожник. Устроилась на Пучковский дежурной, а когда в прошлом году окончила Ярославский филиал МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения), назначили начальником станции. Кстати, и муж работает на железной дороге, он  – мастер слесарно-механического участка локомотивного депо станции Данилов.

Есть на Пучковском магазин № 64 ОАО «Железнодорожная торговая компания». Он выполняет важную социальную функцию, поскольку это единственное в округе место, где можно приобрести продукты и промтовары первой необходимости. А работает в нем Елена Владимировна Кознова. И содержит свое хозяйство в порядке, в магазин приятно зайти.

Жилые дома Пучковского находятся в трех местах: возле самой станции, рядом с бывшим железнодорожным переездом и на 320-м километре. Постоянного населения, как и в соседних деревнях, осталось немного, еще наведываются дачники. Из местных на станции работают двое – А. М. Нарышкина и монтер пути Людмила Олеговна Петрова. Остальные на работу приезжают, в основном из Данилова. На Пучковском в большинстве живут пенсионеры, ветераны железной дороги. Много лет дежурными по станции отработали Валентина Алексеевна Громова и Клавдия Ивановна Семенова, монтерами пути – Галина Дмитриевна Комарова, Людмила Андреевна Баландина, Елизавета Васильевна Мосягина, билетным кассиром – Нина Дмитриевна Фаустова, дежурной по переезду – Ефалия Иосифовна Опехтина.

Сейчас местные жители столкнулись с целым рядом проблем, главная из которых, порождающая остальные, – отсутствие нормальной автомобильной дороги. Когда-то существовало сквозное движение Толбухино – Вятское, в постсоветское время железнодорожный переезд закрыли, и сейчас дорога, соединяющая с остальным миром деревни Буконтьево, Фатьяново, Иванково, Клинцево и станцию Пучковский, находится в удручающем состоянии. Проехать можно только в сухую погоду, а зимой она редко чистится от снега. В связи с этим затруднен подъезд экстренных служб, подвоз товаров в магазин. В этом году еще не привозили газовые баллоны, но администрация Заволжского сельского поселения держит данный вопрос на контроле. Дорога находится в собственности Ярославской области.  Как пояснили в департаменте дорожного хозяйства, на 2015 год запланирована разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт 7-километрового участка от Вятского. Получается, что Пучковский и вышеназванные деревни опять остаются за бортом. Это, конечно, не устраивает жителей и администрацию Заволжского СП, которая намерена добиваться решения этой проблемы.

На станции установлены две водоразборные колонки, в разгар жары они не работали, но сейчас, к счастью, починили. Качество воды плохое, зимой колонки часто замерзают. Выкопали колодец, но ходить до него далеко, в результате вода протухла и им не пользуются. Не в лучшем состоянии жилой фонд, который обслуживает ООО «Заволжская управляющая компания». У двухэтажного дома №6, построенного в 1937 году, плохие полы и крыша, местами сбило шифер, подгнили стены. Капитальный ремонт неизвестно когда был, снаружи стены облезли и нуждаются в покраске. На доме № 7, что на 320-м километре, покрыли крышу, но в квартире Л. О. Петровой рухнул потолок, нет порога. Подолгу ждут люди почтальона, которая добирается на электричке (один раз ее ограбили), в результате квитанции и корреспонденция приходят с задержкой.

Тиха и неприметна на первый взгляд станция Пучковский, но без нее было бы невозможно функционирование большой железнодорожной системы, связывающей воедино разные уголки нашей необъятной страны.

Борис КУФИРИН

Выскажите своё мнение

Яндекс.Метрика